Банк данных муниципальных образовательных организаций, оказывающих услуги по образованию и социализации детей дошкольного возраста, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории города Белгорода в 2025-2026 учебном году

Нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ

Нормативный документ

Номер документа

Законы

Конвенция о правах ребенка

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273 – ФЗ от 29.12.2012

Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

№ 371- ФЗ от 24.09.2022

Федеральный закон от 08.08.2024 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 315-ФЗ от 08.08.2024

Федеральный закон от 21.04.2025 года № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 86-ФЗ от 21.04.2025

Образовательные стандарты — ФГОС

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

№ 1155 от 17.10.2013

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 октября 2024 г. № 731 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»

№731 от 22.10.2024

Письмо Минпросвещения России от 11.06.2025 № 03-1227 «О направлении разъяснений» (вместе с «Разъяснениями положений приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 6 ноября 2024 г. № 779 в части реализации образовательных программ дошкольного образования»

№ 03-1227 от 11.06.2025 

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 июня 2025г. № ОК-1835/08 «О примерных штатных нормативах»

№ ОК-1835/08 от 23 июня 2025

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.04.2025 № 269 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки»

№ 269 от 04.04.2025 

Приказ Минпросвещения России от 26.06.2025 № 495 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий»

№ 495 от 26.06.2025 

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 06 ноября 2024г. № 778 «Об утверждении типового Порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

№ 778 от 06 ноября 2024

Приказ Минпросвещения России №286 от 31.05.2021 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

№ 286 от 31.05.2021

 

№ 569 от 18.07.2022

 

 

№ 1576 от 31.12.2015

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Минпросвещения России №287 от 31.05.2021 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» 

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

№1598 от 19.12.2014 

 

№ 287 от 31.05.2021

№ 568 от 18.07.2022

 

№ 413 от 17.05.2012

№ 732 от 12.08.2022

 

№ 1599 от 19.12.2014

Образовательные программы — ФАОП

 

Приказ Министерства просвещения РФ от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ» 

№ 495 от 17.07.2024

Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

№ 1022 от 24 ноября 2022

Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

№ 1023 от 24 ноября 2022

Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

№ 1025 от 24 ноября 2022

Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

№ 1026 от 24 ноября 2022

Приказы по организации образовательного процесса

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

№ 373 от 31.07.2022

Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

№ 115 от 22.03.2021
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» № 1063 от 05.12.2022
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 629 от 27.07.2022
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» № Р-93 от 09.09.2019

Распоряжение Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

№ Р-75 от 06.08.2020

Министерство образования Белгородской области от 09.09.2025 г. № 2001 «Об организации психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательных организациях Белгородской области в 2025-2026 учебном году»

№ 2001 от 09.09.2025

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» № 514н от 24.07.2015
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.03.2023 № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» № 136н от 13.03.2023
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2023 № 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» № 53н от 30.01.2023
Постановление Губернатора Белгородской области от 12.12.2022 № 230 «Об утверждении Концепции оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, генетическими нарушениями, детям из групп биологического и социального риска, детям-инвалидам в Белгородской области до 2027 года» № 230 от 12.12.2022
Приказ департамента образования Белгородской области от 18.08.2016г. № 2678 «Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области» № 2678 от 18.08.2016
Приказ Министерства образования Белгородской области от 16.02.2022г. № 580 «Об утверждении пакета регламентирующих документов по функционированию образовательных моделей «ресурсная группа», «ресурсный класс» в Белгородской области»   № 580 от 16.02.2022
Приказ министерства образования и министерства здравоохранения Белгородской области от 17.03. 2023 г. №893 и 284 «Об организации деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Белгородской области» № 893 и 284 от 17.03.2023
Приказ департамента образования Белгородской области от 14.04.2020г. № 1008 «Об утверждении порядка работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации». № 1008 от 14.04.2020

Методические письма и рекомендации

Приказ Министерства образования по Белгородской области от 11.09.2025 г. № 2016 «Об утверждении методических рекомендаций»

№ 2016 от 11.09.2025

Министерство Просвещения Российской Федерации от 28.08.2025 г. № ВЖ-1622/07 «О направлении дополнительных разъяснений»

№ ВЖ-1622/07 от 28.08.2025

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.05.2025 г. № АБ-2032/07 «О направлении разъяснений»

№ АБ-2032/07 от 30.05.2025

Письмо Минпросвещения России от 29.08.2024 № ДГ-1472/07 «О направлении методических материалов» Методические рекомендации по вопросам организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра с применением модели «ресурсный класс» в общеобразовательной организации

№ ДГ-1472/07 от 29.08.2024

Письмо Минпросвещения России от 31.08.2024 № АБ-4569/07 «О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г.»

№ АБ-4569/07 от 31.08.2024 

Письмо Минпросвещения России от 30.08.2024 № ДГ-1478/07 «О направлении рекомендаций» Рекомендации о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с инвалидностью с учетом необходимости обеспечения индивидуализированного подхода

№ ДГ-1478/07 от 30.08.2024 

Памятка о мерах по организации ознакомления обучающихся с ОВЗ с правилами поведения в ситуации оповещения об опасности и порядке действий педагогического работника

 

Письмо Минпросвещения России от 14.08.2020 № ВБ-1612/07 «О программах основного общего образования»

№ ВБ-1612/07 от 14.08.2020

Письмо МОН РФ от 11.03.2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

№ ВК-452/07 от 11.03.2016

Письмо МОН РФ от 15.03.2018 года № ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР»

№ ТС-728/07 от 15.03.2018

Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

№ ВК-1788/07 от 11.08.2016

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» Методические рекомендации по организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ»

№ 09-1672 от 18.08.2017

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»

№ 27/2722-6 от 03.04.2003

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

№ АФ-150/06 от 18.04.2008

Письмо Заместителя МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 7 июня 2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

№ ИР-535/07 от 07.06.2013

Письмо Минпросвещения России от 08.02.2019 года № ТС-421/07 «О направлении рекомендаций». О необходимости повышения эффективности работы служб психолого-педагогического сопровождения для обучающихся с нарушением чтения и письма

№ ТС-421/07 от 08.02.2019

Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 года № ТС-551-07 «О сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». Разъяснения о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и сопровождению ассистентом-помощником

№ ТС-551-07 от 20.02.2019

Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»

№ 07-832 от 10.12.2012

Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»

№ ВК-2101/07 от 31.08.2015

Минпросвещения России от 02.11.2018 № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

№ ТС-459/07 от 02.11.2018

Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

№ Р-93 от 09.09.2019

Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 г. № ДГ-2121/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью»)

№ ДГ-2121/07 от 24.11.2021 

Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»)

№ АБ-3924/06 от 30.12.2022 

Приказ Министерства образования Белгородской области от 10.07.2023 №2030 «Об утверждении методических рекомендаций». Методические рекомендации по оформлению документации специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Белгородской области. 

№ 2030 от 10.07.2023 

Инструктивно-методическое письмо ОГАОУ ДПО «БелИРО» «Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в 2023-2024 учебном году»

 

Инструктивно-методическое письмо ОГАОУ ДПО «БелИРО» «Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в период 2023-2024 гг.»

 

Рекомендации по вопросу осуществления присмотра и ухода за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами в группах продленного дня

 

Санитарно-эпидемиологические требования

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28. Действует с 01.01.2021 г. до 01.01.2027 г.

№ 28
от 28 сентября 2020
СП 2.4. 3648-20

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»

№ 2
от 28 января 2021
СанПиН 1.2.3685-21

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2025 г. № 2 «О внесении изменений в санитарные правила и норм СанПин 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»

№ 2 от 17.03.2025

 

Создание специальных условий в образовательных организациях города Белгорода для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

С 01 марта 2025 года вступили в силу важные изменения в законодательстве РФ, касающиеся организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью:

— Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в сфере образования обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью.

— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 778 «Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической‚ медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 марта 2025 года № 253 утвержден новый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, организации отдыха и оздоровления детей, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Одним из ключевых аспектов обновлений является создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в настоящем Федеральном законе понимаются:

— условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;

— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

— обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;

— обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

— обеспечение доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

— другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) невозможно или затруднено.

Педагогические работники обязаны соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования, форм, методов и средств обучения и воспитания, а также при необходимости взаимодействовать с центрами психолого-педагогической,   медицинской и социальной помощи.

Согласно изменению от 8 августа 2024 г. № 315-ФЗ в части 5 статьи 41 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в сфере образования обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью, новые требования для домашнего обучения включают необходимость предоставления письменных заявлений от родителей и медицинских заключений в образовательное учреждение и центры психолого-педагогической помощи., что соответствует Приказу Министерства образования и науки РФ № 14 от 29 января 2014 года о порядке организации обучения на дому.

Для предоставления качественных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью во всех образовательных организациях должны быть созданы специальные условия для получения образования:

  • программно-методическое обеспечение;
  • материально-техническое оснащение;
  • кадровое обеспечение;
  • доступ к адаптированным программам (для обеспечения методической помощи при разработке индивидуальных учебных планов).

Программно-методическое обеспечение. В соответствии с ФЗ «Об образовании» для получения образования детьми с ОВЗ в образовательных организациях разрабатываются соответствующие адаптированные программы, что включают в себя методическую помощь при разработке индивидуальных учебных планов, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программы разрабатываются и реализуются в соответствии с ФГОС, ФАОП и рекомендациями ПМПК, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида). Это помогает минимизировать образовательные барьеры и облегчить интеграцию детей с ОВЗ в общий образовательный процесс.

Важное место в создании условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью занимает материально-техническое оснащение деятельности образовательной организации. В образовательные организации приобретается специальное оборудование и технические средства обучения, выполняются необходимые работы по обеспечению архитектурной доступности, организации безбарьерной среды с учетом возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к объектам инфраструктуры образовательной организации и соблюдения санитарной социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ.

Кадровое обеспечение. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях должны осуществлять следующие специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги, ассистенты-помощники.

Принципы реализации изменений

  1. Инклюзивное образование. Согласно новым требованиям, образовательные организации должны переходить к инклюзивным моделям обучения, учитывающим потребности всех учащихся. Это включает использование адаптированных материалов и методов, которые позволяют интегрировать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс.
  2. Партнерство. Образовательные учреждения должны налаживать сотрудничество с медицинскими и социальными службами для обеспечения полного спектра поддержки для обучающихся и их семей. Это подразумевает взаимодействие с различными федеральными и региональными органами власти, руководствуясь Федеральным законом № 442-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  3. Подготовка педагогов. С учетом изменений, необходимо усиление подготовки педагогических кадров в области работы с детьми с особыми потребностями, включая повышение квалификации и внедрение специализированных программ.

Изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» направлены на создание более доступной и качественной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные организации должны предпринять необходимые меры для эффективного внедрения этих изменений. Это не только улучшит учебный процесс, но и позволит каждому ребенку получить образование, соответствующее его потребностям.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Приказ Минпросвещения России от 31.03.2025 № 253 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, организации отдыха и оздоровления детей, а также оказания им при этом необходимой помощи»